Семинар-викторина
«Ознакомление с изобразительным искусством детей старшего дошкольного возраста посредством использования компьютерных технологий»
Цель: совершенствование знаний заместителей заведующего по основной деятельности, воспитателей по проблеме ознакомления с изобразительным искусством детей старшего дошкольного возраста посредством использования компьютерных технологий.
1 блок вопросов «Понятия»
Задачи:
Актуализировать знания участников в области изобразительного искусства.
1 вопрос (Шуточная викторина)
· Как в повести Н. Носова звали художника, приятеля Незнайки?
(карандаш, кисточка, тюбик, мольбертик);
· Автопортрет – это:
(изображение любимого автомобиля, портрет художника, выполненный им самим, портрет человека в автомобиле, портрет, часто переезжающий с выставки на выставку;
· Как называется особа женского пола, позирующая художникам?
(сиделка, модельщица, позёрка, натурщица);
· Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?
(сгущает краски, точит карандаши, моет кисточку, ломает палитру);
· Как называется картина Ильи Репина?
(Бурлаки на Жигулях, Бурлаки на Оке, Бурлаки на Волге, Бурлаки на Запорожце).
2 вопрос «Соедини понятия»
3 вопрос: «Викторина»
Что, на ваш взгляд, не является жанром живописи?
· Портрет
· Графика
· Пейзаж
· Натюрморт
Целенаправленное построение художественного произведения, в основе которого лежит подчеркивание, выделение основного через связь с второстепенным.
· Модель
· Контраст
· Композиция
· Набросок
Что в переводе с латинского обозначает слово «Натюрморт»?
· Мёртвая природа
· Тихая природа вещей
· Спящая натура
· Развитие
Материал для рисования красновато-коричневого цвета, изготовленный в виде палочек.
· Гуашь
· Тушь
· Пастель
· Сангина
Искусство рисования разведенными водой красками по сырой штукатурке. Это искусство было известно еще в Древней Руси.
· Фриз
· Фреска
· Эстамп
· Гравюра
Что из нижеперечисленных не является видом скульптуры?
· Монументальная
· Рельеф
· Малых форм
· Архитектура
4 вопрос «Кроссворд»
|
|
С |
К |
У |
Л |
Ь |
П |
Т |
У |
Р |
А |
Г |
Р |
А |
Ф |
И |
К |
А |
|
Н |
А |
Т |
Ю |
Р |
М |
О |
Р |
Т |
|
|
А |
В |
Т |
О |
П |
О |
Р |
Т |
Р |
Е |
Т |
Ш |
Т |
Р |
И |
Х |
|
|
А |
Н |
И |
М |
А |
Л |
И |
С |
Т |
|
П |
Е |
Й |
З |
А |
Ж |
|
По горизонтали:
1.Вид изобразительного искусства, дающий объемно-пространственное изображение человека, различных предметов и объектов. (Скульптура)
2.Вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости графическими материалами. От греческого – пишу, рисую. (Графика)
3. Жанр изобразительного искусства с изображением красиво расположенных продуктов и посуды на столе. Неживая натура.(Натюрморт)
4. Изображение художником самого себя. (Автопортрет).
5. Короткая линия, выполненная одним движением руки. (Штрих)
6. Художник, изображающий животных. (Анималист).
7. Изображение природы. (Пейзаж).
По вертикали: Произведение живописи, имеющее самостоятельное значение (Картина).
2 блок «События и факты»
Задача:
Углубить знания заместителей заведующего по основной деятельности, воспитателей по истории возникновения наиболее известных произведений искусства.
1 вопрос «Правда или ложь»
Участникам предлагаются высказывания. Необходимо ответить – это правда или ложь.
Словом «барокко» сначала называли редкую драгоценную жемчужину причудливой формы.
(Да. А потом так стал называться стиль европейского искусства, нарядный, пышный и роскошный.)
Простым карандашом средней твёрдости можно провести линию длиной 5,5 км.
(Да, а кто не верит, пусть проверит.)
Минималист - это художник, рисующий миниатюры.
(Нет. Это мастер минимализма. А миниатюры рисует миниатюрист.)
Леонардо да Винчи был левшой.
(Да.)
Французский король Франциск I заплатил Леонардо да Винчи за его «Джоконду» всего-навсего 1200 ливров - цену породистого коня.
(Да. Экономный был монарх. Сейчас же за этот шедевр можно не один табун купить.)
«Сердце короля», «Глаз времени», «Рубиновые губы» - это известные картины С. Дали.
(Нет. Это ювелирные украшения, придуманные художником.)
Практически до XV века художникам и в голову не приходило писать автопортреты, портреты своих друзей и родных.
(Да. А вот в XVII веке это стало очень модным.)
На одной из картин мариниста И.К. Айвазовского есть изображение целого стада овец.
(Да. У Айвазовского, проживавшего в Феодосии, было стадо овец. Однажды напуганные бурей овцы бросились к обрыву и, упав в море, погибли. Что сделал художник? Он написал об этом картину «Овцы, загоняемые бурей в море», выгодно продал её и купил на эти деньги новое стадо. Предприимчивости художника можно только позавидовать.)
2 вопрос:
Дадаизм - это авангардистское литературное - художественное течение в европейском искусстве начала 20 века. Все публичные выступления дадаистов заканчивались скандалом. Поэты декламировали бессвязный набор слов, счёт из прачечной мог быть прочитан как стихотворение, танцоры выступали в мешках.
Вопрос: что делали художники – дадаисты?
Ответ: Художники – дадаисты дорисовывали известным портретам рожки, усики и т.д.
3 вопрос:
Всем известен факт, что музыка и изобразительное искусство неразрывно связаны между собой. Многие произведения художников были созданы под впечатлением музыки, и, наоборот – на основе картины музыканты сочиняли различные мелодии.
Задание: Вспомните как можно больше песен, в которых упоминаются цвета и оттенки.
3 блок «Методика»
Задача:
Представить основные направления работы по ознакомлению с изобразительным искусствомвоспитанников 5-6 лет.
Раскрыть условия успешной работы воспитателей по данной проблеме.
1 вопрос «Викторина»
üПеречислите основные функции изобразительного искусства.
(Познавательная, коммуникативная, воспитательная, эстетическая).
üНаправление в образовательном стандарте дошкольного образования, которое характеризуется формированием эстетического отношения к миру и художественным развитием ребёнка средствами музыки, изобразительного искусства, художественной литературы. (Эстетическое).
üКакой возрастной группе соответствуют задачи ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством?
1. Формировать представления о жанрах живописи, видах графики, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве;
2. Формировать умение оценивать произведение, выражать своё отношение к нему;
3. Формировать умение понимать замысел художника и определять выразительные средства.
(Старшая группа).
2 вопрос
Задание: Участникам предлагается спланировать предварительную работу перед посещением музея или выставки с воспитанниками.
3 вопрос: Участникам предлагается фрагмент занятия по ознакомлению с изобразительным искусством в старшей группе по теме «Архитектура».
Задание: перечислите методы и приёмы, используемые педагогом при проведении занятия по ознакомлению с изобразительным искусством.
4 блок «Живопись»
Задачи:
Совершенствовать знания участников по жанрам живописи, и их характерным особенностям.
Повысить уровень аналитической и рефлексивной культуры слушателей.
1 вопрос: «Живая картина».
Заместителям заведующего по основной деятельности, воспитателям предлагается побыть в роли участника картины (В. Васнецов «Спящая царевна).
2 вопрос: «Четвёртый лишний»
Участникам предлагаются картины, необходимо назвать какая картина лишняя, и объяснить, почему она лишняя).
3 вопрос: «Музыкальная викторина»
Участникам предлагается прослушать композиции и назвать звучащий музыкальный инструмент. Далее педагогическим работникам необходимо соотнести музыкальный инструмент с картиной.
-Пьер Огюст Ренуар «Женщина за пианино»
- Виктор Михайлович Васнецов «Гусляры»
-Дмитрий Григорьевич Левицкий «Алымова за арфой»
- Хендрик Тербрюген «Флейтист»
- Микеланджело Караваджо «Юноша с лютней»
4 вопрос: «Угадай по части целое»
На экране предлагаются фрагменты известных картин В. Васнецова, необходимо отгадать картину.
5 блок «Графика. Скульптура. Архитектура»
Задачи: Актуализировать знания участников о видах изобразительного искусства. Закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи.
1 вопрос (работа в малых группах)
Участникам семинара предлагается нарисовать иллюстрации к предложенным художественным произведениям.
- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
- Сказка «Соломинка, пузырь и лапоть»
- Рассказ Н. Носов «Живая шляпа»
- Стихотворение А. Барто «Девочка чумазая»
2 вопрос «Чёрный ящик»
Для обозначения разновидностей этого товара в России, Белоруссии и за рубежом используются буквы и цифры. Название самого распространённого, среднего типа в русском варианте совпадает с аббревиатурой названия одного журнала, а в латинском варианте – с маркой сигарет. Назовите этот товар.
Ответ: Карандаши. Твёрдо-мягкий – ТМ или НВ.
3 вопрос: Участникам семинара предлагается распределить предложенные изображения (архитектура Минска) в соответствии с классификацией: сооружения, ландшафтная архитектура, архитектура малых форм.
4 вопрос: «Экскурсовод».
Команде предлагается побывать в роли экскурсовода и представить скульптурное сооружение «Площадь Победы».
Литература:
1. Горвиц, Ю.К. Кому работать с компьютером в детском саду. /Ю.К. Горвиц, Л.В. Поздняк. -М., 1991. -с.102.
2. Коробейников, Н.А. Воспитательные возможности компьютерных игр/ Н.А. Коробейников. -М., 2002.-с.96.
3. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. -М., 1999.-с.124.
4. Калошкина, Е.Е. Актуальные проблемы и тенденции дошкольного образования./ Е.Е. Калошкина. -Мн., 2010.-с.120.
5. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта\ В.С. Мухина. -М., 2000.-с.90.
6. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи/ Р.М. Чумичева.- М., 1992.-с.124.