Семинар-практикум

(в форме интерактивной игры «Живи на яркой стороне»)

Тема: «Организация игровой деятельности с воспитанниками учреждения дошкольного образования”

Цель: совершенствовать уровень профессионально-педагогических умений и навыков педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста; стимулировать развитие инициативы, творчества.
Сюжетно-ролевые игры.
Задача: углубить знания начинающих педагогов по организации и проведении сюжетно-ролевых игр.
1-й вопрос. «Кольца Луллия».
1-й круг: сюжетно-ролевые игры
2-й круг: атрибуты к игре
3-й круг: составляющие ЗОЖ
На первом круге – различные сюжетно-ролевые игры (аптека, дом быта, кафе, железнодорожный вокзал и т.д.), на втором круге – атрибуты к играм (клавиатура, ножницы, весы, машинка и т.д.), на третьем круге – составляющие ЗОЖ (культурно – гигиенические навыки, рациональное питание, режим дня, двигательный режим). Необходимо раскрутить кольца, и объяснить, как педагоги будут формировать у детей навык ЗОЖ. Например, как сформировать навык рационального питания при помощи машинки в сюжетно-ролевой игре больница.
2-й вопрос.
Задание: спланируйте предварительную работу к сюжетно – ролевой игре.
·        Медицинский центр
·        Салон красоты
·        Кафе
Дидактические игры
Задача: повысить компетентность  педагогов по проблеме организации и проведении дидактических игр.
1-й вопрос. 
Задание: нарисуйте плакаты на тему «Здоровый образ жизни», «Берегите природу», «Правила дорожного движения».
Перечислите варианты использования данного плаката как дидактическое пособие по формированию навыков здорового образа жизни.
2-й вопрос. «Четвёртый лишний» (виды спорта).
Предлагается четыре вида спорта. Необходимо назвать какой вид спорта лишний и объяснить почему.
3-й вопрос.
Задание: Распределите дидактические игры в соответствии с классификацией (дидактические игры с игрушками и предметами, настольно – печатные, словесные игры).
Предлагаются различные дидактические игры. Начинающим педагогам необходимо распределить данные игры в соответствии с предложенной классификацией.
Строительные игры.                        
Задача: закрепить знания начинающих воспитателей об организации конструктивной деятельности воспитанников.  
1-й вопрос.
 Задание: Выстройте последовательность усложнения конструирования.
Содержание
1. возведение сооружений воспитателем с показом детям всех приемов конструирования и пояснения действий.
2. показ образца строения выполненного воспитателем, с последующим анализом ее составных частей.
3. показ приемов конструирования которыми дети овладевают для возведения построек.
4. предложение образца незаконченного строения, которое дети должны закончить самостоятельно.
5. конструирование по теме или заданным условиям.
6. возведение детьми сооружений по их собственному усмотрению.
 
2-й вопрос. «Проблемная ситуация»
Воспитателям предлагается проблемная ситуация. Необходимо назвать как можно больше решений данной ситуации.
 
Два мальчика затеяли игру с машинами. Каждый из них взял машины, и они стали строить для автомобилей гаражи из конструктора. Саша построил большой гараж и дорогу, а Ваня построил только гараж. Тогда Ваня, чтобы игра была интереснее, стал ездить своей машиной по дороге, построенной его другом. Саша оттолкнул Ваню, и сказал «Надо было свою дорогу строить». Ваня от обиды расплакался и сломал дорогу. А Саша в отместку сломал гараж Вани. И между ними затеялась потасовка.
 
 Подвижные игры
Задача: Повысить уровень аналитической и рефлексивной культуры педагогов, стимулировать развитие инициативы, творчества.
1-й вопрос. Викторина
·       Как часто планируются «беларускiя народныя гульнi»?    
          (один раз в месяц, один раз в две недели, один раз в неделю, вообще     не планируются).
·        Какое оптимальное количество повторений одной игры?  ( 1-2 раза, 3-5 раз, 5-7 раз).
·        Какое основное назначение игр малой интенсивности? ( восстановление пульса и дыхания детей, развитие основных движений, развитие физических качеств?
2-й вопрос.
Задание: придумайте нестандартное спортивное оборудование из предложенного материала. И продемонстрируйте, как его использовать в упражнениях.
Предлагается «бросовый» материал: пластиковые бутылки, резинка, колпачки ….
3-й вопрос.
Задание: Распределите подвижные игры по степени подвижности (игры высокой подвижности, малой интенсивности, игры соревновательной направленности и игры-эстафеты).
Предлагаются подвижные игры. Необходимо распределить игры в соответствии с предложенной классификацией.
Компьютерные игры
Задача: актуализировать знания педагогов о компьютерных играх, используемых в учреждениях дошкольного образования.
1-й вопрос. Кроссворд
1.     Одно из самых древних искусств, картины, составленные из маленьких цветных квадратиков особого стекла.
2.     Этим словом называют краски, которые разводят водой и накладывают на бумагу прозрачным слоем.
3.     Линия, передающая очертания человека, животного или предмета.
4.     Рисунок в книге, где отражены фрагменты сюжета.
5.     Тонкая доска прямоугольной или овальной формы с вырезом для большого пальца, используется для смешивания красок.
6.     Портрет, на котором художник изобразил самого себя.
7.     Жанр живописи, а также картины, в которых главное содержание составляет природа.
М
О
З
А
И
К
А
 
 
 
С
 
А
К
В
А
Р
Е
Л
Ь
 
К
О
Н
Т
У
Р
 
И
Л
Л
Ю
С
Т
Р
А
Ц
И
Я
 
 
С
 
П
А
Л
И
Т
Р
А
 
 
 
А
В
Т
О
П
О
Р
Т
Р
Е
Т
 
О
 
Е
 
 
Й
 
З
 
А
 
Ж
 
 
2-й вопрос «Угадай по части целое»
Начинающим воспитателям предлагаются фрагменты известных картин В. Васнецова, необходимо по фрагменту отгадать название картины.
Рефлексия.

Тренинг

 
Цель проведения: Формировать нестандартное педагогическое мышление. Развивать креативность педагогов.
 
Ход тренинга:
1. Игра «Хорошо – плохо» (в основе – метод разрешения противоречий)
Ведущий оглашает ситуации, которые одна команда характеризует с позиции «хорошо», а другая эту же ситуацию – с позиции «плохо». Оценивается легкость и нестандартность ответов.
 
 
 
Примерные ситуации
 
1
В группу пришел новичок-вундеркинд
 
2
В группу пришел новичок, педагогически запущенный ребенок.
 
3
Детский сад перевели с 12 на 10,5-часовой режим работы.
 
4
Расширяется сеть кружковой работы в дошкольном учреждении.
 
5
Согласно Положению об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования, в ясли-сад ребенка можно определить с двухмесячного возраста.
6
Дошкольное образование сделают платным, бесплатным – только досмотр и уход.
 
Задание 2 «Да-нетка» (сужение поля поиска)
 
Выбирается по одному человеку из команды, которым предлагается задумать кого-то из членов коллектива детского сада, записать его фамилию, имя и передать ведущему. Участники конкурса по очереди посредством вопросов должны выяснить, кого задумал соперник.
Условие: вопросы формулируются так, чтобы соперник отвечал «да», или «нет». Выигрывает тот, кто использовал меньшее количество вопросов.
 
Задание 3 «Превращение в объект» (эмпатия)
 
Участникам команд предлагается «превратиться» в неодушевленный объект, в какой именно – сообщается ведущему. Затем по очереди каждый произносит монолог по алгоритму:
- я вижу…я слышу…я чувствую…мне нравится…мне не нравится…
Монологи участников оцениваются по степени полноты, точности, доступности к отгадыванию.
 
Задание 4
Представить фрагменты занятия по обучению грамоте в группе «Фантазеры», где в помещении предполагается наличие только педагога, детей, столов, стульев и больше никаких пособий.
 
Программное содержание:
· Знакомство с новой буквой и звуком.
· Звуковой анализ трехзвукового слова.
· Закрепление умения делить слова на слоги.
· Выделение ударного слога в двухслоговом слове.
· Подготовка руки к письму.
В роли воспитателя – представитель одной команды, «дети» - вся другая команда, и наоборот.
 
Задание 5 «Решение проблемной педагогической ситуации»
(использование заготовленного видеосюжета)
 
Условие: версии решения выдвигаются от первого до последнего участника команды, но не должны занимать больше 1 минуты времени, и без обсуждения.
 
Для подготовки видеосюжета воспитатель провоцирует конфликтную ситуацию в группе путем внесения новой игрушки.
 
· В группе присутствуют 2 гиперактивных детей. Педагог приносит новую игрушку. Дети немедленно обращают на нее свое внимание, желая с ней поиграть. Конечно, уступать друг другу они не хотят. Игры не получается. А ведь в группе еще есть дети, которые не прочь поиграть с новой игрушкой. Что делать воспитателю?
 
Задание 6 «Качественные ресурсы некачественных предметов»
Участникам команд предлагается перечислить как можно больше вариантов использования в работе с детьми:
- для 1 команды – газеты,
- для 2 команды – пластиковой бутылки.
 
Задание 7 «Загадки» (аналог эпизода телевизионной игры «Устами
младенца»)
За 1 минуту каждой команде нужно угадать как можно больше загаданных ведущим предметов или объектов.
Варианты заданий:
1. Слово:
· Его дают, но в руки не берется
· Дети учатся делить его на части
· Приятно кошке, если доброе
2. Игра:
· Это вся наша жизнь
· Бывает настольная
· Ведущий вид деятельности дошкольника
3. Фон:
· Неприятная помеха
· Создают для выделения главного
· Частица перед немецкой фамилией
4. Свет:
· Итог ученья
· Называют белым
· Горит, отключается, включается.
5. Пила:
· Инструмент плотника
· Есть такая рыба
6. Письмо:
· Надо опустить, чтобы пошло
· В детском саду к этому только готовят
7. Пост:
· Здесь нельзя спать
· Ответственная должность
· Воздержание от скромной пищи
8. Предложение:
· Обычно делают мужчины
· Дети составляют длинные и короткие
· Его диктует спрос
Подведение итогов тренинга:
 
Литература:
 
  1. Гин С. И. Мир фантазии. Часть 1 и 2, - Гомель, 1995
  2. Прохорова Л. И. Путешествие по Фанталии, Практический материал по развитию творческой активности дошкольников. 2-е издание. Детство-Пресс, 2003
  3. Шустерман З. Г. Новые приключения Колобка, или Наука думать для больших и маленьких – М.: Педагогика-Пресс, 1993
  4. Шевелева Л. Мы выбираем ТРИЗ // Пралеска, № 7, 2005.
 
 
Тренинг
 
Цель проведения: Учить находить у объекта его ресурсы, использовать эти ресурсы без дополнительных вложений. Учить выделять дополнительные ресурсы объекта, использовать любой предмет многофункционально.
Учить формулировать специфический идеальный конечный результат. Находить, выбирать, видеть идеальное решение проблемы, задачи и стремиться к нему. Учить анализировать проблемную ситуацию, принимая во внимание ее специфические условия и варианты их развития.
Учить объяснять, когда количество объекта может изменить его качество.
Ход тренинга:
Тренинг проводится в микрогруппах.
 
1Вариант игры «Хорошо – плохо» («Один - хорошо, много – плохо», «Много – хорошо, один – плохо»).
Одной группе предлагается обосновать понятие с позиции «Один – хорошо, много - плохо», а другой группе – с позиции «Много – хорошо, один - плохо»
Варианты слов для обсуждения:
· Ребенок
· Педагог
· Дошкольное учреждение
· Игрушка
· Руководитель
· Дополнительные услуги
 
2. Круги Луллия
 
Упражнение проводится с использованием двух кругов.
На одном – виды занятий (математика, развитие речи, физкультура, музыка, ознакомление с окружающим, человек и природа, грамота, ИЗО)
На втором – постановка какой-либо цели к занятиям (знакомство с новой буквой, обучение порядковому счету, развитие движений, развитие целостного восприятия, закрепление умения ориентироваться в пространстве, знание геометрических фигур, координация движения и речи, развитие логического мышления).
Педагогам предлагается раскрутить круги и после остановки обосновать, как на том или ином занятии можно достичь данной цели, привести пример.
Время на обсуждение не дается.
 
3. «Домашнее задание» (Системный оператор)
Воспитателям предлагается заранее подготовить проект «Детский сад будущего».
Презентацию провести с использованием девятиэкранки (системный оператор).
 
4. Решение проблемы:
Представить фрагменты занятия по математике в группе «Фантазеры», где в помещении предполагается наличие только педагога, детей, столов, стульев и больше никаких пособий.
 
Программное содержание:
· Знакомство с новой цифрой.
· Состав числа.
· Закрепление знания геометрических фигур.
· Ориентировка в пространстве.
· Развитие мелкой моторики.
В роли воспитателя – представитель одной команды, «дети» - вся другая команда, и наоборот.
 
1. Педагогическая ситуация:
 
· Воспитатель огорчен тем, что на встрече родителей воспитанников группы, которую все оценили как полезную, отсутствовали некоторые мамы и папы, а им, по мнению воспитателя, «было бы желательно услышать то, о чем шла речь»
 
Задание: Выбрать и обосновать один из предлагаемых вариантов дальнейших действий воспитателя.
 
1 вариант: Подготовлю папку-передвижку на основе материалов состоявшейся встречи и предложу (по очереди) отсутствовавшим родителям самостоятельно ознакомиться с ними.
 
2 вариант: Выскажу свое неодобрение родителям в форме замечания типа «Очень жаль, что Вам не удалось придти».
 
3 вариант: Искренне поделюсь с одним из участвовавших во встрече родителей своим огорчением по поводу пассивности некоторых мам и пап и попрошу его ненавязчиво поделиться своими впечатлениями от встречи с теми, кого на ней не было. Надеюсь, что последним захочется побеседовать со мной на тему, обсуждавшуюся во время встречи.
 
4 вариант: В личной беседе поинтересуюсь причинами отсутствия родителей на встрече.
 
5 вариант: Не буду придавать отсутствию некоторых родителей на встрече особого значения: участвовать в них или нет – их право.
 
6 вариант: Попробую сначала понять, какие чувства у меня вызывает отсутствие некоторых родителей на встречах, к которым я тщательно готовлюсь, затрачивая на это много сил и времени. Разобравшись в себе, поделюсь с каждым из пришедших родителей своими переживаниями, подчеркнув в то же время, что их право решать, участвовать во встречах или нет.
 
6. Игра «Режиссер» (составление сказки)
Педагогам предлагается кубик, на гранях которого – изображения каких-либо объектов. Педагоги по очереди бросают кубик.
Задание: составить предложение с данным словом так, чтобы получился рассказ на заданную тему.
 
. 7. «Аукцион» (качественные ресурсы некачественных объектов)
 
На «аукцион» выставляется пустая баночка из-под йогурта. Педагоги по очереди называют все ресурсы ее использования. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения данного объекта.

«Организация работы педагогов
по ознакомлению детей дошкольного возраста с правами»

Цель проведения:

Обобщить знания воспитателей о нормативных правовых актах, определяющих права ребенка. Систематизировать знания педагогов по осуществлению прав ребенка в дошкольном учреждении и семье.
Познакомить воспитателей с разнообразием форм работы по охране прав детей. Способствовать развитию креативных, презентативных и рефлексивных умений посредством использования методов ТРИЗ-технологии.
Предварительная работа:
1. Проверка состояния работы по проблеме охраны прав детей
2. Изучение литературы по теме.
3. Знакомство с законодательными актами, определяющими права ребенка.
4. Анкетирование родителей
5. Подготовка конспектов занятий в разных возрастных группах по ознакомлению с правами человека
Ход семинара:
1. Вступительная часть: «Ситуативная да-нетка»
 
«Он познакомился с ней, благодаря своему увлечению, и это изменило законы» (Александр Второй в 1861 году прочитал произведение И. Тургенева «Записки охотника», думая, что оно про охоту, узнал о жизни крепостных крестьян и отменил крепостное право.)
 
Педагоги при помощи сужения поля поиска отгадывают, о чем идет речь. Опорные слова – «он», «с ней», «своему увлечению», «законы».
 
2. - Итак, речь сегодня пойдет о правах человека. Давайте вспомним, какие законодательные акты, определяющие права человека, вы знаете.
· 1924 г. – утверждена Декларация прав ребенка (Женевская декларация) – первый международный документ по охране прав и интересов ребенка.
· 1959 г. – Новая Декларация прав детей, провозглашенная Генеральной Ассамблеей ООН
· 1989 г. – Конвенция о правах ребенка
· 1990 г. – Конвенция о правах ребенка вступает в силу на территории РБ
· 1993 г. – Закон РБ «О правах ребенка»
· 2000 г. – изменения и дополнения в закон РБ «О правах ребенка»
 
3. Основная часть: педагогам предлагаются вопросы. У каждого – карточка с вариантами ответов, расположенных не по порядку.
Задание: после прочтения вопроса поставить значок напротив правильного, на его взгляд, ответа.
 
Вопросы:
- Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-либо или чего-либо (свобода)
- Соблюдение равных прав (равноправие)
- Вводная, разъясняющая часть какого-либо международного документа, закона или иного правового акта (преамбула)
- То, что принято в результате обсуждения (решение)
- Группа лиц, объединенных общей деятельностью, общими интересами (коллектив)
- официальное провозглашение каких-либо принципов, положений от лица государства, международной организации, а также документ, в котором они изложены (декларация)
- Сознание своих человеческих прав, своей личностной ценности, уважение к себе (достоинство)
- Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой (закон)
- Систематизированный свод законов (кодекс)
- Обещание, подлежащее непременному выполнению (обязательство)
- Совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми (права)
 
4. Сообщение "Особенности приобщения детей дошкольного возраста к нравственно-правовой культуре".
 
Правовая культура – включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных, жизненных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нравственно-правовые нормы.
 
Дошкольники только начинают осваивать азы нравственно-правовой культуры. Ознакомление с правами носит пропедевтический характер и готовит ребенка к усвоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем.
 
Детям-дошкольникам доступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленных в международных и государственных документах, а также способы их реализации в жизненных различных ситуациях.
 
Это ставит перед педагогами дошкольных учреждений такие задачи:
Øпомочь ребенку понять и осмыслить свои права;
Øформировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей;
Øразвивать стремление ребенка реализовать свои права, не нарушая прав окружающих его людей.
 
Решению этих задач способствует правовое воспитание и обучение правам человека.
Воспитание в духе прав человека направлено на формирование у ребенка чувства справедливости, всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимы несправедливость, меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей, нарушение их права быть любимыми, равными среди других.
 
Детям доступны такие четыре группы прав, как:
1. Права на достойное существование, воспитание, включающие право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство и т.д.
2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.
3. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей инвалидов и сирот.
4. Права на свободу слова, мысли, деятельности.
 
Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности. На основе представлений о себе («Я – человек»), мире, разных странах, Беларуси как родной страны, части мирового сообщества, а также осознания того, что все люди разные, но у них много общего, дети легче усваивают сущность прав на имя и гражданство, идею равенства прав.
 
При ознакомлении с правами ребенка, большое внимание уделяется взаимосвязи знания, чувства и поведения. То, что познается детьми, проводится через их эмоциональную сферу. Для того чтобы каждый ребенок мог почувствовать другого человека, его проблемы, откликнуться на его состояние, на занятиях создаются условия для накопления первого нравственно-правового опыта.
 
1. Работа в малых группах
(в основе задания -
морфоанализ)
 
Цель: Совершенствовать умение анализировать литературное произведение.
Педагоги распределяются на 2 группы и выполняют задание:
1 группа: на листе ватмана наклеить «серединки» цветов – названия основных прав ребенка: право на достойную жизнь, право жить в семье, право на жилье, право на имя, право на лечение, право на образование, право на особую защиту, право на отдых. Вокруг «серединок» расположить названия литературных произведений, в которых нарушены те или иные права.
2группа: Морфологический анализ. Составление педагогами морфологической таблицы по использованию литературных произведений в организации работы с детьми по ознакомлению с правами
 
2. Составление кроссвордов (в группах):
 
Задание: воспитателям предлагается составить детский кроссворд из 5 слов по горизонтали таким образом, чтобы ключевым словом по вертикали было слово «Права». Зашифровать при помощи образных сравнений или загадок
.
Литература:
 
1. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. – М.: УП «ИВЦ Минфина», 2002
2. Лобанок Т. С. Приобщаемся к нравственно-правовой культуре. – Мозырь, 2005
3. Конвенция о правах ребенка, 1991

4. Карнейчик А. С., Петрикевич А. А., Царик И. А. Сто уроков по правам

Семинар-практикум для воспитателей

 
Тема: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
 
Цель: Закрепить в практике виды работ, направленных на развитие тактильных ощущений и способствующих развитию творческого воображения у детей.
Развивать мышление педагогов в работе с противоречиями.
Развивать ассоциативное мышление, творческое воображение,
умение анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения.
Ход семинара:
 
1. Введение
 
Вступительное слово заместителя заведующей по основной деятельности:
- Развитие мелкой моторики наряду с другими задачами является неотъемлимой частью учебно-воспитательного процесса. Все педагоги нашего дошкольного учреждения включают задачу развития моторики в программное содержание занятий.
В группах имеются разнообразные игры для развития мелкой моторики. Положительным является то, что педагоги понимают необходимость и значимость такой работы и большинство воспитателей имеет практический опыт.
Однако этот опыт касается в основном лишь отдельных сторон (проведение пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, упражнений по штриховке).
Вместе с тем в раннем и младшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики тесно связано со становлением речи. В среднем и старшем дошкольном возрасте развитие моторики влияет
на формирование навыка первоначального письма.
2. Игра-перевертыш «Хорошо – плохо»
 
Воспитателям предлагается обосновать фразу «Развитая мелкая моторика у дошкольников – это хорошо…». Затем по цепочке переворачивают следующие фразы и обосновывают их.
 
Протокол проведения игры
 
Развитая мелкая моторика у дошкольников – это хорошо… Ребенку будет легко учиться в школе
Ребенку будет легко учиться в школе – это плохо… Он не будет учиться преодолевать трудности
Ребенок не будет преодолевать трудности – это хорошо… У него останется время поиграть после школы
У ребенка останется время поиграть после школы – это плохо… Он может попасть в плохую компанию
Ребенок может попасть в плохую компанию – это хорошо… Он быстрее научится решать собственные проблемы
Ребенок научится решать собственные проблемы – это плохо… Он может при этом пострадать
 
3. Упражнения, способствующие формированию правильного захвата карандаша у детей (проводит учитель-дефектолог)
 
4. Основная часть
Деление воспитателей на две команды
Задание: назвать виды работ по развитию мелкой моторики и тактильных ощущений у дошкольников. (На табло 12 карточек разного цвета с названиями видов работ развития моторики, которые перевернуты. При правильном назывании вида карточка переворачивается, и команда получает балл)
· Пальчиковая гимнастика
Учитель-дефектолог показывает несколько комплексов пальчиковой гимнастики.
· Шнуровки (различные виды работы со шнурком – завязывание узелков, заплетание косичек …)
Конкурсы:
«Кто быстрее заплетет косички»
«Бусы для Золушки»
 
· Лепка
· Обрывание бумаги
· Сматывание нитей в клубок
Конкурс «Кто быстрее смотает нитку»
· Выкладывание из бусинок, спичек и других мелких предметов
· Игры с песком
· Штриховки
· Угадывание на ощупь предметов
Конкурс «Чудесный мешочек»
«Цифры по порядку» (цифры из наждачной бумаги)
Тактильные таблички (методика работы)
· Перебирание и сортировка различных круп, семян, мелких предметов
Конкурс «Найди наощупь»
· Различные мозаики, «Лего»…
· Показ различных предметов при помощи пальцев р
6. Морфоанализ
Воспитателям предлагается заполнить морфологическую таблицу, где по вертикали – виды работы по развитию мелкой моторики рук, а по горизонтали – функции, которые они кроме этого могут выполнять (развитие творческого воображения, слуховой и зрительной памяти, целостного восприятия, мышления и т. д.)
 
7. Подведение итогов семинара:
 
Игра «Конверты» (рефлексия)
Воспитателям предлагается на карточках трех цветов написать и положить в соответствующий по цвету конверт свое мнение о семинаре:
- «Удачным сегодня было…»
- «Мне бы хотелось в следующий раз…»
- «Я задумалась…»
 
Литература:
 
1. Воронцова Л. Е. Школьные конкурсы с использованием элементов теории решения изобретательских задач. Ульяновск, 2006.
2. «Дошкольное воспитание», журнал № 1, 2, 2006 год.
3. Котко А. Н., А. А. Гуз. Основы профессионального мастерства заместителя заведующего дошкольным учреждением по основной деятельности. Минск, 2004.
4. Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. Обнинск, 1990.

5. Сидорчук Т. А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. – Ульяновск, 1997

Семинар-викторина

«Ознакомление с изобразительным искусством детей старшего дошкольного возраста посредством использования компьютерных технологий»

 
Цель: совершенствование знаний заместителей заведующего по основной деятельности, воспитателей по проблеме ознакомления с изобразительным искусством детей старшего дошкольного возраста посредством использования компьютерных технологий.
 
1 блок вопросов «Понятия»
 
Задачи:
Актуализировать знания участников в области изобразительного искусства.
 
1 вопрос (Шуточная викторина)
 
·        Как в повести Н. Носова звали художника, приятеля Незнайки?
(карандаш, кисточка, тюбик, мольбертик);
·        Автопортрет – это:
(изображение любимого автомобиля, портрет художника, выполненный им самим, портрет человека в автомобиле, портрет, часто переезжающий с выставки на выставку;
·     Как называется особа женского пола, позирующая художникам?
(сиделка, модельщица, позёрка, натурщица);
· Что говорят о человеке, который драматизирует ситуацию?
(сгущает краски, точит карандаши, моет кисточку, ломает палитру);
·     Как называется картина Ильи Репина?
(Бурлаки на Жигулях, Бурлаки на Оке, Бурлаки на Волге, Бурлаки на Запорожце).
 
2 вопрос «Соедини понятия»
 
ЖИВОПИСЬ
ГРАФИКА
КАРРИКАТУРА,
НАБРОСОК
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
ИЗОБРАЖЕНИЕ МОРЯ
УГОЛЬ
МАСЛО
РИСУНОК
НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ
МАРИНА

3 вопрос: «Викторина»

 
Что, на ваш взгляд, не является жанром живописи?
 
·        Портрет
·        Графика
·        Пейзаж
·        Натюрморт
 
Целенаправленное построение художественного произведения, в основе которого лежит подчеркивание, выделение основного через связь с второстепенным.
·        Модель
·        Контраст
·        Композиция
·        Набросок
 
Что в переводе с латинского обозначает слово «Натюрморт»? 
·        Мёртвая природа
·        Тихая природа вещей
·        Спящая натура
·        Развитие
Материал для рисования красновато-коричневого цвета, изготовленный в виде палочек.
·        Гуашь
·        Тушь
·        Пастель
·        Сангина
Искусство рисования разведенными водой красками по сырой штукатурке. Это искусство было известно еще в Древней Руси.
·        Фриз
·        Фреска
·        Эстамп
·        Гравюра
Что из нижеперечисленных не является видом скульптуры?
·        Монументальная
·        Рельеф
·        Малых форм
·        Архитектура
 
4 вопрос «Кроссворд»
    С К У Л Ь П Т У Р А
Г Р А Ф И К А  
Н А Т Ю Р М О Р Т
    А В Т О П О Р Т Р Е Т
Ш Т Р И Х  
  А Н И М А Л И С Т  
П Е Й З А Ж  
 
 
По горизонтали:
1.Вид изобразительного искусства, дающий объемно-пространственное изображение человека, различных предметов и объектов. (Скульптура)
2.Вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости графическими материалами. От греческого – пишу, рисую. (Графика)
3.  Жанр изобразительного искусства с изображением красиво расположенных продуктов и посуды на столе. Неживая натура.(Натюрморт)
4.     Изображение художником самого себя. (Автопортрет).
5.   Короткая линия, выполненная одним движением руки. (Штрих)
6.     Художник, изображающий животных. (Анималист).
7.     Изображение природы. (Пейзаж).
По вертикали: Произведение живописи, имеющее самостоятельное значение (Картина).
 
2 блок «События и факты»
 
Задача:
Углубить знания заместителей заведующего по основной деятельности, воспитателей  по истории возникновения наиболее известных произведений искусства.
 
1 вопрос «Правда или ложь»
Участникам предлагаются высказывания. Необходимо ответить – это правда или ложь.
Словом «барокко» сначала называли редкую драгоценную жемчужину причудливой формы.
(Да. А потом так стал называться стиль европейского искусства, нарядный, пышный и роскошный.)
Простым карандашом средней твёрдости можно провести линию длиной 5,5 км.
(Да, а кто не верит, пусть проверит.)
Минималист - это художник, рисующий миниатюры.
(Нет. Это мастер минимализма. А миниатюры рисует миниатюрист.)
Леонардо да Винчи был левшой.
(Да.)
Французский король Франциск I заплатил Леонардо да Винчи за его «Джоконду» всего-навсего 1200 ливров - цену породистого коня.
(Да. Экономный был монарх. Сейчас же за этот шедевр можно не один табун купить.)
«Сердце короля», «Глаз времени», «Рубиновые губы» - это известные картины С. Дали.
(Нет. Это ювелирные украшения, придуманные художником.)
Практически до XV века художникам и в голову не приходило писать автопортреты, портреты своих друзей и родных.
(Да. А вот в XVII веке это стало очень модным.)
На одной из картин мариниста И.К. Айвазовского есть изображение целого стада овец.
(Да. У Айвазовского, проживавшего в Феодосии, было стадо овец. Однажды напуганные бурей овцы бросились к обрыву и, упав в море, погибли. Что сделал художник? Он написал об этом картину «Овцы, загоняемые бурей в море», выгодно продал её и купил на эти деньги новое стадо. Предприимчивости художника можно только позавидовать.)
 
2 вопрос:
Дадаизм - это авангардистское литературное - художественное течение в европейском искусстве начала 20 века. Все публичные выступления дадаистов заканчивались скандалом. Поэты декламировали бессвязный набор слов, счёт из прачечной мог быть прочитан как стихотворение, танцоры выступали в мешках.
Вопрос: что делали художники – дадаисты?
Ответ: Художники – дадаисты дорисовывали известным портретам рожки, усики и т.д.
 
3 вопрос:
 Всем известен факт, что музыка и изобразительное искусство неразрывно связаны между собой. Многие произведения художников были созданы под впечатлением музыки, и, наоборот – на основе картины музыканты сочиняли различные мелодии.
Задание: Вспомните как можно больше песен, в которых упоминаются цвета и оттенки.
 
3 блок «Методика»
 
Задача:
Представить основные направления работы по ознакомлению с изобразительным искусствомвоспитанников 5-6 лет.
     Раскрыть условия успешной работы воспитателей по данной проблеме.
 
1 вопрос «Викторина»

üПеречислите основные функции изобразительного искусства.

(Познавательная, коммуникативная, воспитательная, эстетическая).

üНаправление в образовательном стандарте дошкольного образования, которое характеризуется формированием эстетического отношения к миру и художественным развитием ребёнка средствами музыки, изобразительного искусства, художественной литературы. (Эстетическое).
üКакой возрастной группе соответствуют задачи ознакомления детей дошкольного возраста с изобразительным искусством?
1. Формировать представления о жанрах живописи, видах графики, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве;
2. Формировать умение оценивать произведение, выражать своё отношение к нему;
3. Формировать умение понимать замысел художника и определять выразительные средства.
 (Старшая группа).
 
2 вопрос
Задание: Участникам предлагается спланировать предварительную работу перед посещением музея или выставки с воспитанниками.
 
3 вопрос: Участникам предлагается фрагмент занятия по ознакомлению с изобразительным искусством в старшей группе по теме «Архитектура».
Задание: перечислите методы и приёмы, используемые педагогом при проведении занятия по ознакомлению с изобразительным искусством.
 
4 блок «Живопись»
 
Задачи:
Совершенствовать знания участников по жанрам живописи, и их характерным особенностям.
Повысить уровень аналитической и рефлексивной культуры слушателей.
 
1 вопрос: «Живая картина».
Заместителям заведующего по основной деятельности, воспитателям предлагается побыть в роли участника картины (В. Васнецов «Спящая царевна).
 
2 вопрос: «Четвёртый лишний»
Участникам предлагаются картины, необходимо назвать какая картина лишняя, и объяснить, почему она лишняя).
 
3 вопрос: «Музыкальная викторина»
 Участникам предлагается прослушать композиции и назвать звучащий музыкальный инструмент. Далее педагогическим работникам необходимо соотнести музыкальный инструмент с картиной.
-Пьер Огюст Ренуар «Женщина за пианино»
- Виктор Михайлович Васнецов «Гусляры»
-Дмитрий Григорьевич Левицкий «Алымова за арфой»
- Хендрик Тербрюген «Флейтист»
- Микеланджело Караваджо «Юноша с лютней»
 
4 вопрос: «Угадай по части целое»
На экране предлагаются фрагменты известных картин В. Васнецова, необходимо отгадать картину.
 
5 блок «Графика. Скульптура. Архитектура»
 
Задачи: Актуализировать знания участников о видах изобразительного искусства. Закрепить умение устанавливать причинно-следственные связи.
 
1       вопрос (работа в малых группах)
 
Участникам семинара предлагается нарисовать иллюстрации к предложенным художественным произведениям.
- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей»
- Сказка «Соломинка, пузырь и лапоть»
- Рассказ Н. Носов «Живая шляпа»
- Стихотворение А. Барто «Девочка чумазая»
 
2       вопрос «Чёрный ящик»
Для обозначения разновидностей этого товара в России, Белоруссии и за рубежом используются буквы и цифры. Название самого распространённого, среднего типа в русском варианте совпадает с аббревиатурой названия одного журнала, а в латинском варианте – с маркой сигарет. Назовите этот товар.
Ответ: Карандаши. Твёрдо-мягкий – ТМ или НВ.
 
 
3 вопрос:  Участникам семинара предлагается распределить предложенные изображения  (архитектура Минска) в соответствии с классификацией: сооружения, ландшафтная архитектура, архитектура малых форм.
 
4     вопрос: «Экскурсовод».
Команде предлагается побывать в роли экскурсовода и представить скульптурное сооружение «Площадь Победы».
Литература:
1.     Горвиц, Ю.К. Кому работать с компьютером в детском саду. /Ю.К. Горвиц, Л.В. Поздняк. -М., 1991. -с.102.
2.     Коробейников, Н.А. Воспитательные возможности компьютерных игр/ Н.А. Коробейников. -М., 2002.-с.96.
3.     Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. -М., 1999.-с.124.
4.     Калошкина, Е.Е. Актуальные проблемы и тенденции дошкольного образования./ Е.Е. Калошкина. -Мн., 2010.-с.120.
5.     Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта\ В.С. Мухина. -М., 2000.-с.90.
6.     Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи/ Р.М. Чумичева.- М., 1992.-с.124.

Семинар-экспертиза

«О вкусной и полезной пище»

(в форме проведения КВН)

Задачи:

повысить профессиональное мастерство работников дошкольного учреждения по вопросам организации питания в дошкольном учреждении; скоординировать деятельность специалистов и работников дошкольного учреждения ; закрепить практические навыки подачи пищи детям в группах; стимулировать развитие инициативы, творчества, поощрять педагогический поиск.

Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня у нас необыкновенное событие –заключительный этап конкурса профессионального мастерства педагогов «Кулинарный поединок».

Этот зал наполнен радостью
и улыбками друзей.
Голосами воспитателей,
смехом радостным гостей
Этот день наполнен праздником –
в нем музыка живет.
С нами музыка печалится,
с нами музыка поет!
Наш родной, любимый детский сад
стал для всех одной семьей:
Вместе дружно мы работаем
и также дружно мы поем.
А сейчас позвольте представить вам наше уважаемое жюри:
Рады мы, что в этом зале
Вы сегодня собрались
Этот конкурс все так ждали
Эй, команды, соберись!
Показать своё уменье,
Мастерство, ума творенье.

И команды все по кругу поприветствуют друг друга!

1. На сцену для приветствия приглашаются команды: «Е-да!», «Малинка!».
1-й конкурс – «Визитная карточка команд» (приветствие: могут использоваться различные средства: изобразительные, музыкальные).
2. Конкурс – разминка. На сцену для разыгрывания ситуации из жизни воспитателя и детей приглашается команда «Е-да!», другая команда должна прокомментировать ситуацию.
На сцену для разыгрывания ситуации из жизни воспитателей и детей приглашается команда «Малинка».
3. Конкурс-викторина «Национальные блюда». На нашей планете живёт очень много народов. И у каждого из них есть своё любимое национальное блюдо, то, которое они чаще всего готовят и больше всего любят есть. Я думаю, что вы знаете многие из таких блюд, а кто лучше знает мы узнаем, проведя следующую викторину. Команды совещаются несколько секунд, затем капитан назначает того, кто отвечает.
1. Какое блюдо любят готовить из картофеля в Белоруссии? (драники)
2. Какое мясное блюдо готовят на горячих углях в Грузии? (шашлык)
3. Какое вкусное блюдо готовят в казанах в Узбекистане? (плов)
4. Какой салат в России считают французским, а во Франции русским? (оливье)
5. Какие макаронные изделия любят кушать с различными соусами в Италии? (спагетти)
6. Какое блюдо из теста с начинкой любят на Украине? (вареники)
7. Какое блюдо из морепродуктов и риса готовят в Японии? (суши)

8. Какой суп из одного овоща любят готовить во Франции? (луковый суп)

4. Музыкальный конкурс. Реклама-презентация блюда или обеденного меню дошкольного учреждения.

Для презентации приглашается команда «Е-да!», «Малинки».

5. Кто расскажет обо всём: Педагог!
Отчего бывает гром,
И про север, и про юг,
И про всё, что есть вокруг,
Про медведя, про лису

И про ягоды в лесу?

Конкурс эрудитов «Сладкая викторина».
Вам необходимо будет писать на бумаге автора и название произведения.
· Какой сладкий подарок получила Муха-цокотуха? (Мёд от бабушки пчелы. К.Чуковский).
· Как называется сказка, герой которой просит прислать 5 или 6 пудов шоколада? (К.Чуковский. Телефон)
· Кто из героев и какого произведения в гостях съел столько сладостей, что застрял в дверях? (А.Милн. Винни-Пух)
· Очень любит гостей, но почему-то всегда норовит посадить их в печь. (Баба-Яга, русская народная сказка)
· Аппетитный плод, с помощью которого усыпили в сказке царевну. (А.Пушкин. Яблоко. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
· Самый загадочный персонаж русской народной сказки. Батон – не батон, пирог – не пирог, что-то вроде сдобной булки без изюма, но почему-то все хотели его съесть. (Колобок)

· Он любит прилетать на день варенья, то есть на день рождения. (А Линдгрен. Карлсон. Три повести о Малыше и Карлсоне)

6. Конкурс. «Определи продукт».
Без еды, как всем известно,
Жить совсем не интересно.
Чтобы бодрым, сильным быть,
Надо голод утолить.
Хлеб, овсянка, фрукты, чай –
Выбирай и налетай!
Только надо меру знать,
Ведь нельзя переедать,
И дружить со спортом надо –
И тогда вас ждет награда:
По врачам ходить не надо!

Команды с завязанными глазами определяют продукт на ощупь и на вкус ингредиенты салата.

7. Конкурс капитанов. «Угадай, что это за продукт»
Все продукты, которые человек употребляет в пищу можно условно разбить на несколько групп. Например, мясо, птица, рыба и т. д. теперь, в течение 2-х минут для каждой из команд я буду называть продукты, а вы мне должны быстро ответить к какой группе он относится.
Тыква – овощ Патиссон – овощ
Алыча – ягода Вишня – ягода
Квас – напиток Морс – напиток
Фундук – орех Фисташки – орехи
Индейка – птица Перепёлка – птица
Сом – рыба Карась – рыба
Редька – овощ Кольраби – овощ
Укроп – овощ Сельдерей – овощ
Салями – колбаса Бастурма – мясо
Голубика – ягода Морошка – ягода
Киви – фрукт Лимон – фрукт
Кефаль – рыба Сёмга – рыба
Маасдам – сыр Чеддер – сыр
Корица – пряность Ваниль – пряность
Буженина – мясо Зельц – мясо

Маслёнок – гриб Сморчок – гриб

8. Пантомима.
В мире много сказок, грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Там герои сказок дарят нам тепло,
Там добро навеки побеждает зло.
С помощью пантомимы вы должны показать отрывок из известной детской сказки. Задание – угадать, из какого худ. произведения этот отрывок. Сказки:
«Два жадных медвежонка»
«Каша из топора»

На сцену, для разыгрывания сказочного сюжета приглашается команда «Е-да!», «Малинки!».

9. Конкурс «Сложи салфетку».
Наши педагоги все они умные, красивые и весёлые. А ещё они талантливы, у каждой их них есть своя изюминка: одни любят петь, другие танцевать, третьи пишут стихи и у всех у них золотые руки.
Вправе тот гордиться
Кто уменьем рук может отличиться.

Вот и сейчас на глазах у зрителей, они всего лишь за 5 минут продемонстрируют умение складывать различными вариантами салфетки. Оцениваться будет количество вариантов, качество и оригинальность.

10. Конкурс. Кроссворд.
1. Из него были берега в сказке «Гуси-лебеди». (Кисель)
2. Что испекла царевна-лягушка? (Каравай)
3. Белое, а не вода, сладкое, а не мёд, от рогатого берут и деточкам дают. (Молоко)
4. Ею угощалась Маша в избушке у трёх медведей. (Похлёбка)
5. Что на сковороду наливают и вчетверо сгибают? (Блин)
6. Гостинцы, которые нёс медведь в коробке вместе с Машей. (Пироги)
7. Этот овощ тянули дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. (Репка)
8. Вкусная хрустящая выпечка. (Печенье)
9. Что разбила мышка хвостиком? (Яичко)

10. Плитка, которая повышает настроение. (Шоколад)

10. Награждение победителей по номинациям.
В номинации «Мастер-класс!», мы рады представить педагогов, которые живут со своими воспитанниками одной жизнью, переживают все радости и неудачи, в их сердцах горит пламя творчества, терпения и понимания, и от этого огня зажигаются детские сердца. ..
За победу в конкурсе «Модель дежурных» награждается …
Дипломом за проявленное творчество, инициативу, находчивость в конкурсе «Кулинарный поединок» награждается команда «Е-да!», команда «Малинки».
Нелёгкий труд достался Вам - Ты в группе — учитель, артист и боец,
Он много требует вниманья, Помни о том, не забудь!
Ведь каждый понимает сам, Если вместе с твоим бьется 20 сердец —
Детей что значит воспитанье. Ты правильно выбрал свой путь!
 

Семинар-викторина для воспитателей

"Книга... Из прошлого в будущее"

Цель: Повышение профессиональной компетентности воспитателей по вопросу приобщения детей дошкольного возраста к книге; совершенствование знаний из истории книги; закрепление знание литературных жанров. Развитие творческого потенциала педагогов, умения анализировать, отстаивать свое мнение.

Вступительное слово. За всю свою сознательную историю человечество не придумало ничего более поразительного, чем книга. Хорошая книга - это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. И каждый может насытиться радостью, которую дарит нам книга. Книга - это чудесная машина времени. То она переносит нас куда-то в прошлое, то вдруг мы с ней перелетаем в далекое будущее. Умная, хорошая книга - это верный, добрый, мудрый друг и советчик. Она помогает понять в жизни все лучше и точнее. Хорошая книга - это дверь, которая раскрывается перед нами, впуская всех в мир знаний. И поэтому наш семинар посвящён именно книге.

Задание 1.Викторина «Из истории книг»
 
Педагогам предлагается ответить на вопросы, выбрав из четырех один правильный ответ:
1) Название какого из этих духовных произведений печати переводится на русский язык как «книга»?
А. Евангелие. В. Катехизис.
Б. Библия. Г. Талмуд.
2) Закончите крылатую фразу Максима Горького: «Любите книгу – источник ...»:
А. Диктантов и изложений. В. Гонораров.
Б. Знаний. Г. Киносценариев.
3) Как называется одна из древнейших форм книги?
А. Свиток. В. Рулон.
Б. Клубок. Г. Гармошка.
4) Кто является изобретателем книгопечатания?
А. И. Фёдоров В. И. Гуттенберг
Б. Пи Шенг Г. Ф. Скорина
5)В каком веке появилось книгопечатание в Беларуси?
А. 16 век В. 18 век
Б. 14 век Г.13 век
6)Кто является первопечатником в Беларуси?
А. Сымон Будный В. Франциск Скорина
Б. Василь Тяпинский Г.Петр Мстиславец
7)Назовите первую книгу, которую издал Ф. Скорина?
А. «Малая подорожная книга» В. «Апостол»
Б. «Книга Иова» Г. «Псалтырь»
8) В каком городе Ф. Скорина издал свою первую книгу «Псалтырь»?
А. Прага В. Заславль
Б. Несвиж Г.Заблудово
9)В каком городе была основана первая типография на территории Беларуси?
А. Минск В. Заславль
Б. Брест Г.Несвиж
10) Как звали библиотекаря (патриаршей библиотеки в Константинополе), который вместе с братом Мефодием придумал славянскую азбуку?
А. Каллимах
. В. Кирилл.
Б. Сергий. Г. Нестор.
11) Когда была создана Белорусская государственная библиотека (позднее Национальная библиотека) РБ им. В. Ленина?
А. 1917 В. 1935
Б. 1906 Г. 1921
12) Какая библиотека считается самой крупной в Беларуси?
А. Белорусская сельскохозяйственная библиотека
Б.Медицинская научно-методическая республиканская библиотека
В. Научно-техническая республиканская библиотека
Г. Национальная библиотека Республики Беларусь
13) Когда отмечается День библиотек в Беларуси?
А. 15 сентября В. 1 мая
Б. 1 апреля Г. 16 ноября
14) Как называют постоянно необходимую или часто перечитываемую книгу?
А. Настольная. В. Застольная.
Б. Прикроватная. Б. Подручная
15) Как называют книгу, бывшую в пользовании и вновь поступившую в продажу?
А. Библиотечная. В. Букинистическая.
Б. Буколическая. Г. Антикварная.
16) Как называют наиболее раскупаемые книги, издаваемые большими тиражами?
А. Беллетристика. В. Бестселлер.
Б. Многотиражка. Г. Буклет.
17) Какие книжки выпускают для малышей?
А. Книжки-гамаки. В. Книжки-раскладушки.
Б. Книжки-кроватки. Г. Книжки-коляски.
18) Какой из этих работников книжного издательства выполняет работу, которая напоминает проверку диктанта учителем?
А. Верстальщик. В. Корректор.
Б. Наборщик. Г. Переплётчик.
19) Как в шутку называют человека, который обладает обширными знаниями и может ответить на любой вопрос?
А. Бродячий словарь. В. Шагающий справочник.
Б. Ходячая энциклопедия. Г. Гуляющий решебник.
20) До 16-го века крышки переплётов книг были... Какими?
А. Каменными. В. Железными.
Б. Деревянными. Г. Картонными.
21) В руке какой всемирно знаменитой статуи находится книга?
А. Венера Милосская. В. Мыслитель.
Б. Статуя Свободы. Г. Медный всадник.
22) Какой новый вид книги появился в ХХ веке?
А. Электронный. В. Плазменный.
Б. Атомный. Г. Нейтронный.
 
Задание 2. «Литературные жанры». ( Жанры детской литературы)

Педагогам предлагаются различные отрывки из детских произведений, необходимо назвать к какому жанру относится данное литературное произведение, его название и автора.

Задание 3. «Газета для родителей».
Педагогам предлагаются листы большого формата с названиями (названия - пословицы и поговорки о книге). Необходимо оформить газету для детей и родителей по предложенной теме.
· Аз да Буки избавляют нас от скуки.
· Не красна книга письмом, красна умом.
· Испокон века книга растит человека.
· Кто много читает, тот много знает.
· Книга – зеркало жизни.
· Книга – твой друг, без нее как без рук.
· Береги книгу – она поможет тебе жить.
· Книги не говорят, а правду сказывают.
· Золото добывают из земли, а знания из книги.

 
Теоретическая часть:
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Воображение часто называют фантазией. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Давайте попробуем выделить воображение среди других психических процессов:
Игра (психические процессы)
Игра (дивергентное мышление)
Тест “Определение уровня воображения”
Инструкция:
Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".
Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.
1.     Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).
2.     Часто ли вы скучаете? (1, 2).
3.     Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).
4.     Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).
5.     "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).
6.     Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).
7.     Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).
8.     Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).
9.     Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).
10.                       Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).
11.                       Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).
12.                       Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).
Итак, подсчитайте очки.
14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.
9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.
5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.
 
Классификация процессов воображения
По результатам:
Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть)
Продуктивное (творческое) воображение:
- с относительной новизной образов;
- с абсолютной новизной образов.
По виду образов:
- конкретное;
- абстрактное
 
Игра "Приёмы воображения" с использованием интерактивной доски:
·         агглютинация 
·         гиперболизация 
·         схематизация 
·         типизация
·         акцентирование.
 
Что такое цветотерапия?
Кто-то может воспринимать жизнь как череду черного и белого, для кого-то она расписана в серых тонах и полутонах. Редко бывает, что человек пробует воспринимать ее в разноцветном варианте. А ведь цвет - это неотъемлемая часть нашей жизни. Даже дальтоник видит цвета, пусть и путает их немного. И даже слепой, простите, если конечно, он слеп не от рождения, вспоминает цвета и его настроение тоже зависит от цвета.
Цветотерапия - это древнейшая наука. Еще в древнем Риме использовался такой способ цветотерапии, как насыщение воды цветом. В сосуд с водой клали драгоценные и полудрагоценные камни определенного цвета. А потом прописывали эту воду пить. Для разных недугов использовали разные драгоценные камни. Например, от простуды лечили бирюзой.
В современном мире методов цветового воздействия -великое множество. Это может быть и медитация на цвет, когда человек долгое время смотрит на определенную гамму. Эффект от цветомедитации мог ощутить любой, кто долго смотрел на оранжево-желтое пламя костра.
Красный - цвет действия. Он стимулирует и подкорку головного мозга, и непосредственно клетки коры головного мозга. Воздействие на подкорку происходит в виде повышения давления, температуры, двигательной активности и активности сексуальной. Что же касается воздействия на клетки коры головного мозга, то красный побуждает к действию. Неважно, будет это рабочая активность или просто повышенная возбудимость.
Оранжевый - смесь красного и белого. Т.е. его воздействие на человека похоже на воздействие красного, только в более мягком виде. Характерен тем, что повышает настроение, стимулирует рабочую активность и утомляет не так сильно, как красный. Психологи в один голос рекомендуют использовать его для оформления детских комнат. Или, например, уголка, где ребенок будет заниматься активной познавательной деятельностью.
Желтый - цвет солнца. Великолепный цвет для профилактики депрессий. Если, например, оранжевый способствует выходу из депрессивного состояния, то желтый предупреждает его развитие. Осенью, зимой и ранней весной желтый цвет нам жизненно необходим. Его можно использовать в виде ярких пятен в интерьере или аксессуаров в одежде.
Зеленый - относится к холодной гамме, но является самым мягким из цветов этой палитры. Он успокаивает, но почти не тормозит жизненные процессы организма. Однако, есть у зеленого один важный недостаток или достоинство. Это смотря с какой стороны смотреть. Зеленый напрямую воздействует на участок головного мозга, отвечающий за аппетит. Короче говоря, он его повышает. Поэтому если кухня у хозяйки полностью оформлена в зеленых тонах, то кушать там будут много.
Синий - антипод красного. Он почти полностью тормозит любую активность. Понижает давление, температуру. Снижает рабочую активность. Обладает усыпляющим эффектом.
Голубой - синий с белым. Этот цвет тоже обладает успокаивающим эффектом, но не столь сильным, как синий. Фактически голубой считается никаким цветом. Его часто используют для оформления офисных помещений, т.к. он помогает собраться с мыслями, сосредоточиться и гасит эмоции.
Фиолетовый - самый тормозящий цвет из всей цветовой гаммы. Его долгое воздействие на человека чревато появлением постоянного чувства усталости.
Серый, черный, коричневый - депрессивные цвета. Ни в коем случае нельзя применять в оформлении жилых помещений, особенно, если кроме этих цветов нет других. Даже если вам очень нравятся эти цвета, постарайтесь разбавить их яркими пятнами. Диванными подушками или вазочками.
Белый - фактически это отсутствие цвета. Однако на психологическом уровне, потребность в белом - это потребность защититься. Скрыть эмоции и поставить между собой и людьми разделительную стену. Неслучайно платье невесты белого цвета, в этот момент жизни она как никто другой нуждается в эмоциональной защите. Медицинские халаты тоже белого цвета. Просто профессия такая, что постоянно приходится сталкиваться с чужой болью, но нельзя принимать ее близко к сердцу. В этом плане белый защищает.

Фильм «Красный»

Практическая часть (2 группы)

Упражнение "Автобиография"       Когда человек устраивается на работу, он, как правило, пишет автобиографию. В автобиографии он сообщает, где и когда он родился, кто его родители, какую школу он закончил, есть ли среднее или высшее образование, где и в качестве кого он работал, в каких войсках служил, имеются ли награды. Представьте, что к нам на работу решили устроиться некоторые сказочные персонажи. Попробуйте от их имени написать автобиографию. Эта автобиография должна принадлежать…
- Бабе Яге
- Карлсону.
 
Упражнение "Алфавит"       Когда человек говорит, его речь можно условно разделить на две составные части. Первая – это содержательная сторона (слова и предложения), вторая – интонация, с которой произносятся слова. Порой интонация бывает более важна, чем содержание. В этом можно убедиться, если взять совершенно бессмысленный текст и прочесть его с разной интонацией. Мы сегодня попробуем взять простой алфавит и прочтем его, словно это…
- некролог
- репортаж с футбольного матча.
 
Упражнение "Вредные советы"     В газетах и журналах часто печатают полезные советы. В них говориться о том, как избавиться от вредных привычек, научиться вести здоровый образ жизни, о том, как перестать конфликтовать с окружающими и жить в ладу со всем миром. Однажды одна малоизвестная газета решила пойти наперекор всем и занялась распространением вредных советов. Пофантазируйте и сочините для этой газеты 10 вредных советов, которые могли бы быть опубликованы под заголовком:
- «Как превратить соседей в заклятых врагов»
- «Как быстро набрать лишний вес»
 
Упражнение "Картина из отпечатков пальцев"       Когда неграмотному человеку нужно подписаться, он ставить крестик или отпечаток пальца. Отпечаток лучше, чем крестик. Крестик можно подделать, а отпечаток никогда. Представьте, что одного безграмотного человека попросили поставить подпись. Он поставил отпечаток пальца, но потом решил, что этого мало и решил подробно рассказать о себе. Попробуйте повторить то, что нарисовал человек, чтобы получился сюжет на тему:
- «Мой автомобиль»
- «Мои любимые домашние животные»
 
 

Ежемесячная доплата к заработной плате
Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания
разгарнуць / згарнуць
Развивающая предметно - пространственная среда для экспериментирования в учреждении дошкольного образования.
разгарнуць / згарнуць
ПАМЯТКА ПО ОФОРМЛЕНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНОГО УГОЛКА.
разгарнуць / згарнуць
Самообразование.
разгарнуць / згарнуць
Как организовать прогулку в детском саду.
разгарнуць / згарнуць
Методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний.
разгарнуць / згарнуць